Смазка цепи для велосипеда зачем и как?

Я один из тех, кому даже при учете слегка некорректно установленных инструментов, под названием «руки», нравится, чтобы в любой момент времени, его велосипед работал как часы. Он должен блестеть как яйца кота, пришедшего с ночной прогулки, а механизмы работать, как у только что прошедшего обкатку таза с Самарского завода. 

При этом, чаще всего приходится обслуживать цепь велосипеда. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что приводит к такому быстрому износу этот механизм? Капитан очевидность не дремлет — все дело в трении. 

Внутри цепи трение происходит множеством разных образов, но с точки зрения нас как наездников, прежде всего должно интересовать то, что в процессе трения точек сочленения цепи роликов, пластин и пинов — происходит увеличение длинны цепи (растяжение цепи). Если запустить вопрос обслуживания цепи и отслеживания ее растяжения, все это обязательно выльется в круглую сумму на замену непосредственно цепи, а также кассеты и зубьев ведущих передач.

Кроме собственно вопроса продления эксплуатационного периода навесного оборудования в велосипеде, есть еще один примечательный момент. Иностранцы, как мы знаем, очень любят все мерить в цифрах. Так вот они провели исследования, которые показали, что плохо смазанная или грязная цепь могут стоить вам до 5 ватт усилия (при постоянном усилии в 250 ватт) по сравнению с чистой и смазанной цепью. Другими словами — качество вашего наката, в том числе зависит от состояния вашей цепи. Так то

Теперь когда мы осознали насколько важна чистая и смазанная цепь, давайте перейдем к практическим вопросам. Смазка цепи — это такая хитрая штука, которая наносится снаружи цепи, но ее основной заказчик это внутренний механизм — пины, ролики и внутренние поверхности элементов. Эта информация нам нужна для того, чтобы осознать, что в момент нанесения, любая, выбранная вами смазка цепи, должна быть достаточно текучей, чтобы в момент нанесения просочится во все внутренние механизмы. На этом моменте ставим засечку на бересте, что практически весь спектр автомото масел сразу отсекается.

Вторая важная вещь о смазках для цепи — это смазка для цепи и это значит, что хорошая и качественная смазка, должна оставаться на этой самой цепи, не растекаясь по кассете, задним передним переключателям и далее по списку. Это важно.

Типы смазки для цепи:

Есть два основных типа смазок для цепи — сухая и мокрая. Оба этих типа лучше работают в определенных условиях. В основном — мокрая смазка лучше подходит для влажной погоды и говномесов. Сухая в свою очередь — король сухих покрытий. 

Также особняком стоят смазки на основе парафина. Их можно отнести к сухому виду смазок, так как воду и грязь они любят значительном меньше, чем смазки на мокрой основе. Тем не менее у парафиновой смазки есть как неоспоримые преимущества, так и существенные недостатки, которые для кого, то могут стать преградой к переходу на этот тип смазки.

Парафиновая смазка (внимание, не варка в парафине, а именно смазка на основе парафина) состоит из двух частей. Собственно парафина и растворителя. Соответственно работает все это примерно следующим образом. Перед применением — хорошенько встряхиваем баночку со смазкой и аккуратно наносим смазку на цепь, после нанесения — удаляем аккуратно ветошью или салфеткой излишки.

Давайте я начну с явных недостатков, которые могут вас оттолкнуть от выбора этого типа смазки, а затем расскажу почему я все равно остановился именно на парафиновых)

  1. Парафиновую смазку необходимо наносить на абсолютно чистую систему и цепь. Важно очень хорошо зачистить и обезжирить все элементы. Почему? Потому что парафин не очень хорошо держится в принципе, а если между ним и металлом еще есть остатки старой смазки, грязь или металлическая стружка — он улетит еще быстрей. 
  2. Парафин очень не любит воду — поэтому во время дождя важно следить за тем, чтобы цепь не осталась совсем без смазки и своевременно, протерев механизм ветошью насухо — нанести очередную порцию смазки
  3. Количества внимания привлекаемое парафиной смазкой — значительно выше чем у других смазок

Теперь о преимуществах:

  1. В связи с тем, что парафиновая смазка требовательна к чистоте цепи и системы в момент нанесения — у нас появляется возможность проявить дополнительную сознательность и гражданский долг в отношении своего верного коня и еще раз начистить до блеска всю систему — для меня это явное преимущество, которое не позволяет мне терять бдительности в отношении систем велосипеда. На прошлой цепи производителя SRAM я проехал больше 5 тыс км и поменял ее не из-за износа, а из-за смены кассеты на больший объем зубьев
  2. Я не сахарный, но в дождливую погоду предпочитаю сидеть в теплом сухом месте, а не морозить самоотверженно свои конечности на свежем воздухе. Поэтому с этим недостатком я достаточно хорошо уживаюсь и мы друг другу не мешаем
  3. Даже при учете повышенных требований со стороны парафиновых смазок — есть то, за что я готов терпеть это все — всегда чистая поверхность цепи, кассеты и системы — к парафину очень плохо налипает пыль, песок и прочие радости открытых пространств. В связи с этим появляется дополнительнейший бонус — количество пыли — которое дополнительно попадает во внутренние механизмы цепи — уменьшается в разы.
  4. Еще ходит легенда, что парафиновая смазка ходит дольше чем другие ее собраться и сосестры — но это не точно. И я стараюсь смазывать цепь каждые 150-200 км. Нуууу если совсем лень, то не реже раза в неделю.

Порядок нанесения смазки на цепь:

По этому вопросу снято множество поучительных видео на многих языках и человеческий опыт отображен в тонне материалов, я не стану Колумбом и Дежневым, а расскажу о своем ритуале в части нанесения смазки на цепь.

Капитальное нанесение:

  1. Начисто вычистить, сначала мыльным раствором, а затем любым доступным обезжиривателем (ни в коем случае не применяйте wd40 — после ее использования остается маслянистый налет на всем, к чему она прикасалась)
  2. Дать цепи полностью просохнуть
  3. Встряхнуть канистру с парафиновой смазкой хорошенько
  4. Переключить скорости на большую звезду спереди и на малую звезду на кассете (не обязательно, но это часть моего ритуала)
  5. Промотать до замка или визуально запомнить первое звено, на которое наносится смазка
  6. Аккуратно, нанося незначительное количество смазки на места соединения звеньев, проматывать педаль назад до тех пор пока по кругу не будет смазана вся цепь (помним — смазка должна прежде всего остаться на внутренних механизмах цепи, а не на всем чего касается цепь)
  7. Прокрутить 15-30 раз педали и цепь соответственно, для того, чтобы смазка разошлась по всем местам сочленения
  8. Ветошью удалить всю лишнюю смазку с цепи
  9. Дать время для того, чтобы растворитель в составе парафиновой смазки улетучился и остался только парафин. Я обычно это делаю на ночь перед выездом или сразу после заезда если позволяет время.

Ленивобыстрое нанесение:

Случается так, что нападает на меня приступ лени и нежелания, как следует уделить время на велосипед, или нужно быстро смазаться и продолжить движение. Тогда я пропускаю первый и второй пункт из предыдущего подраздела, но при этом провожу предварительные игрища в виде внешней зачистки цепи ветошью или салфеткой, чтобы убрать все, что успело осесть снаружи на цепь и затем наношу смазку по пунктам с шестого по восьмой.

Ну и несколько моментов напоследок

  1. Цепь должна быть смазана, если ты попал в чрезвычайное положение, вся смазка вокруг закончилась и ехать не на чем — зайди в продуктовый магазин и купи подсолнечное, оливковое масло, ну а дальше ты знаешь что с этим маслом делать;)
  2. «Каждый день по чуть чуть» — это у меня тоже ритуал и пунктик, слез с велосипеда, возьми салфетку и протри цепь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *