USB зарядные устройства от динамовтулки. Хочу! Но сначала разберусь что к чему

Cinq5 Plus

В путешествие очень важна автономность и максимальная независимость в разных аспектах. Это и количество питьевой воды и наличие еды и инструментов для ее приготовления и оборудование места для отдыха. Но пожалуй тяжело не согласится с тем, что в наше время очень важна энергетическая автономность во время путешествия. Из моего личного опыта путешествия на автодроме (да такое было), для того чтобы полноценно зарядится, пополнить источники питьевой воды и так далее, раз в три дня необходимо на ночевку вставать на кемпинг. Примерно тоже самое в идеале я хочу добиться и при путешествии на велосипеде. Для этого у меня должно быть организована максимально эффективная экосистема в четырех направлениях:

  1. Личная гигиена
  2. Питьевой режим и питание
  3. Лагерь
  4. Энергоффективность

В этой статье я займусь разбором четвертого пункта. Энергоэффективности.

Давайте начнем с перечня гаджетов, потребителей электричества, которые я планирую брать практически в каждый поход:

  1. Телефон
  2. Портативная колонка
  3. Освещение дорожное (фонарь вперед назад)
  4. Лагерное освещение (налобный фонарь, рассеивающая лампа)
  5. Велокомпьютер
  6. Экшн-камера
  7. Беззеркальная камера
  8. Коптер (дрон)

Из этого списка не имеют возможности зарядки от USB Дрон и беззеркальная камера. С ними все понятно — разумный и выверенный подход и не растрачивание заряда налево и направо. Все остальное можно заряжать от Павербанков. Соответственно во время движения они становятся энергоносителями, а на остановках они должны заряжаться, причем в первую очередь и мы соответственно добавляем в уме пункт 9 к предыдущему списку. Банок планирую брать минимум 2 штуки (не меньше 10000 мАч) в непродолжительные походы, которые не предполагают промежуточных остановок на станциях подзарядки (кэмпинги, хостелы, отели и т.п.). В длительное путешествие количество банков может быть ограничено выносливостью путешественника и здравым смыслом, но тоже думаю не меньше двух, а лучше 3-4. 

Весь этот бестиарий мы соответственно в местах стоянки с доступом к источникам переменного тока должен быть заряжен. Для себя я вывел правило, которому буду в течении ближайшего времени подчиняться:

  • Всегда иметь при себе в багаже удлинитель. Лучше всего мне кажется подойдут на сегодняшний момент от производителя Xiaomi. Там есть и для розеток и для USB штекеры, это идеально.
  • Определить четкую очередность заряжаемости гаджетов в условиях ограничения времени остановки или ограниченности к доступу переменного электричества. А именно:
    1. Сначала заряжаем павербанки
    2. Заряжаем навигационные устройства
    3. Заряжаем коммуникационные устройства
    4. Заряжаем дорожный свет
    5. Заряжаем лагерный свет
    6. Заряжаем кино
  • Обеспечить дополнительную защиту всех энергоносителей и проводов от погодных условий, если розетки от которых заряжаемся находятся на улице. 

Теперь переходим собственно к тебе нашей статьи. Энергоэффективности в пути. Тут у нас на текущий момент придумано всего два варианта — портативные солнечные панели и USB зарядки от динамовтулки. Про солнечные панели более менее все понятно: менее прогнозируемый объем возврата энергии в батареи, который очень зависит от погодных условий. Тут все с одной стороны просто и понятно, с другой стороны без замеров, тестов и обзоров не обойтись.

На сегодняшний день эффективностью и качеством райдера принято считать величину ватт. Это мощность на килограмм веса велосипедиста. Соответственно мы в нашем случае (не соревновательное направление в велосипедах) мы можем пожертвовать часть нашей мощности на выработку электроэнергии, которая в свою очередь будет использована на усмотрения путешественника на зарядку, любимых им гаджетов. Соответственно, хочется, чтобы конвертация наших усилий была максимально эффективной и имела минимальные потери. Это естественно, ведь мы не на мотоцикле едем и величина наших усилий пропорциональна пройденной дистанции. Перед началом скучной технической части имеем следующие тезисы, с которыми входим в теорию:

  • Динамовтулка — нужна и должна быть максимально эффективной в предлагаемых условиях эксплуатации
  • USB зарядка от динамовтулки должна иметь максимальную энергоэффективность при минимальных потерях
  • У потребителей энергии должна быть возможность заряжать батареи не только в местах стоянки

И теперь переходим к скучной, но максимально сжатой теории)

Приятного прочтения!

Технология USB зарядок от динамовтулок сейчас находится в стадии активного развития. Множество небольших и маленьких компаний по всему миру изобретают как программные так и аппаратные решения в этом направлении. Как результат мы видим мощные USB зарядки, которые подходят к большинству велосипедов. Нам как представителям не спортивного направления велодвижения важна эффективная работа на не высоких скоростях, но с продолжительным использованием. Давайте примем за основу, что мы не спортивные болиды, а грандтуризмы в велосипедном направлении и иногда даже автодома). 

Ватты, Вольты и Амперы

Итак, короткий курс молодого бойца, в то, что мы уже давно забыли со школьной скамьи. Давайте применим мой любимый инструмент в разъяснении сложных терминов. Будем приводить аллегории. Итак имеем вольты и амперы, если сравнить это водопроводной трубой, то Воль это давление в трубе а Ампер это скорость водного потока. С увеличением давления в трубе, что происходит со скоростью потока? Правильно! Скорость потока также возрастает. Так и с электричеством, при увеличении вольтажа — увеличивается и сила тока. 

Теперь о Ваттах. Ватт это Вольты умноженные на Амперы — запомнили.

USB зарядка на 3 Ватта выдает 6 вольт при 0.5 Амперах (3W=6Vx0.5A) переменного тока.  При конвертации в термины USB зарядок, имеем что нам необходимо как минимум 5В и 0.5А для того, чтобы зарядка началась (ограничения можно смотреть на каждом конкретном гаджете). Некоторые гаджеты могут начать зарядку с 2Ватт (5Вх0.4А). 2 Ватта могут быть выработаны качественными динамовтулками при средней скорости 11-13 км/ч. Если время от времени вы крутите педали медленней, то вам нужна будет буферизационная батарея, которая обеспечит стабилизацию потока при меньших скоростях. Ну и если вы в основном едете с меньшей скорость, то и динамовтулка в принципе вам мало поможет и тогда у нас остается вариант только с солнечными батареями для увеличения автономности в путешествиях. Я отмечу еще одну важную деталь. Большинство современных динамовтулок с USB имеют на борту чипсет, задача которого — предотвратить перегревание. Другими словами при выдаче высокой мощности также будет увеличено напряжение. 

Дальше начинается совсем много теории, но на момент написания статьи по тестам у нас существует четыре основных лидера в части эффективности:

  1. Cinq Plug5 Plus — 2W@11км/ч, 3,5W@15км/ч, 4,5W@20км/ч, 5W@25км/ч — лучший показатель в скоростях около 20км/ч
  2. ForumSlader v5 — 2W@12км/ч, 3W@15км/ч, 4,75W@20км/ч, 6,5W@25км/ч — лучший показатель при скоростях выше 20 км/ч
  3. Lumi-Con P5 — 2W@12км/ч, 3W@15км/ч, 4W@20км/ч, 4,25W@км/ч
  4. Dynamo Harvester Plus — 2W@14км/ч, 2,5W@15км/ч, 4,5W@20км/ч, 6,25W@25км/ч

Поехали дальше. Аккумуляторы и зарядные батареи

Как мы уже выяснили при снижении скорости ниже 11 км/ч у нас многие потребители могут перестать вообще заряжаться от динамовтулки. Как этого избежать? Для этого нужна буферизационная батарея, она же аккумулятор. В моменты, когда скорость и соответственно выходное электричество будут падать — батарея будет продолжать заряжать подключенное устройства, отдавая накопленный в момент более высоких скоростей запас электричества. Если ваша скорость регулярно падает ниже указанного значения, имеет смысл в принципе обратить внимание на то, чтобы заряжать ваши павербанки. Но и тут есть подводные камни, это потери электричества. В среднем это от 15 до 20 процентов. Это значит до 1 часа потраченного впустую при езде длительностью 5 часов. А это очень много!

Все перечисленные выше производители имеют встроенные аккумуляторы. Разница лишь в количестве потерь при передачи на аккумулятор. Но там примерно одни и те же показатели, что достаточно неплохо (в среднем 200 мАч при 20 минутном тесте):

1. Forumslader V5 (1200mWh or 240mAh)

2. Lumi Con P5 (1000mWh or 200mAh)

3. Plug5 Plus (1000mWh or 200mAh)

Итак к лучшим  USB зарядкам от динамовтулки и что я себе записываю в вишлист:

Для себя я выделил системы, встраиваемые в рулевую колонку, потому что эстетика имеет значение. И дополнительный обвес на рамах внешними элементами, мною не очень приветствуется. Минимализм и эстетика наше все товарищи. 

Лидер для меня один и он безоговорочен (субъективно) — Cinq Plug5 Plus

Рыночная цена его на сегодняшний день составляет у производителя на сайте 260 евро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *